Археологическое общество Республики Башкортостан

Основано в 2008 году

Мазунинская и бахмутинская культуры

Северные лесные районы современного Башкортостана в III-V вв. н.э. были заселены племенами мазунинской культуры - потомками финно-угорских племен эпохи раннего железа. Свое название археологическая культура получила по могильнику у с. Мазунино в Удмуртии, исследованному В.Ф.Генингом в 1954-1956 гг. Этническая территория «мазунинцев» включала в себя низовья р. Белой (от современного г. Бирска), на западе доходя до р. Иж в Удмуртии. Мазунинские племена вели оседлый образ жизни, расселяясь по берегам рек - Белой, Камы и их притоков - в укрепленных поселениях-городищах или неукрепленных поселениях хуторского типа. Однако уже в конце IV в. н.э. (время гуннского нашествия на Восточную Европу) в Южное Прикамье вторгается группа иноэтничного населения, представленного курганами Тураевского и Кудашевского могильников в Удмуртии и Старо-Муштинского могильника в Башкортостане (Краснокамский р-н), сам обряд которых - захоронения в глубоких могилах под земляными курганами - не имеет ничего общего с обрядом прикамского финно-угорского населения. Уступая натиску пришельцев, часть мазунинского населения уходит от Камы на восток, где продолжает существовать, но уже с несколько видоизменившейся культурой, испытавшей заметное влияние пришельцев. Это влияние, проявившееся в распространении у местных финно-угорских племен новых элементов материальной культуры, способствовало тому, что в северных районах современного Башкортостана, в Бельско-Уфимско-Таныпском междуречье, в V веке н.э. складывается новая культура, хотя и родственная мазунинской, но и отличавшаяся от нее. По первому могильнику и городищу, исследованным в 1928 г. А.В.Шмидтом в Нуримановском районе Башкортостана, она получила название бахмутинской.

53af8d1b5f317

Городище Уфа-II

В эпоху раннего  средневековья городище Уфа-II являлось цитаделью большой поселенческой агломерации, в которую входили собственно Уфа-II как центр, а также поселение-спутник (городище Уфа-III) и несколько крупных некрополей (Ново-Уфимский могильник, Уфимские погребения, Дежневский курганный могильник, курганный могильник Чайка-1, Новиковские, Глумилинские курганы и др.).

Городище Уфа-II (общие рамки существования – III-XIV вв., расцвет существования в виде мощной крепости – V-VIII вв.) является одним из самых уникальных поселенческих памятников на территории как Башкортостана, так и всего Южного Урала.

Уникальность городища Уфа-II определяется мощным (глубиной до 4 метров), насыщенным и, главное, непотревоженным культурным слоем, сложнейшей и нехарактерной для региона системой фортификаций. Это подтверждается также сохранившимися следами разнообразной ремесленной деятельности (гончарное, косторезное, металлообрабатывающее производства), развитыми торговлей и обменом (находки изделий причерноморских, египетских, среднеазиатских и кавказских мастерских, а также находки костей караванных животных), широкими и разнообразными (в т.ч. и этнокультурными) связями с Прикамьем, Сибирью, Средней Азией и Кавказом. В ходе раскопок были обнаружены следы регулярной застройки и протяженных дощатых настилов-мостовых, делящих жилую часть крепости на кварталы.

По заключению экспертной комиссии Института археологии РАН, городище Уфа-II входит в список наиболее ценных исторических источников Российской Федерации.

раскоп

Площдка городища Уфа-II, город Уфа

ris 157

Городище Уфа-II. Бусы

Loshadka

 

Турбаслинская культура

В середине I тыс. н.э. в Приуралье проникают несколько групп нового населения, своим происхождением не связанного с прикамско-приуральскими финно-уграми. Продвижение пришельцев в регион, очевидно, шло по Волге до устья Камы, а далее пути их расходились. Часть (оставившая Тураевский и Старо-Муштинский курганные могильники) вторглась с юга на территорию мазунинской культуры и видоизменила ее, другие по долине р. Белой двинулись на юго-восток и достигли района устьев Демы и Уфы. Именно здесь, на террито­рии Бирского, Благовещенского, Уфимского и Кармаскалинского районов Башкортостана, выявлена и изучена большая группа памятников, объединенных Н.А. Мажитовым в турбаслинскую археологическую культуру (по могильнику и поселению у с. Ново-Турбаслы, исследованным им в 1957-58 гг.).

Культура «турбаслинских» племен представляет собой совершенно новое явление для Приуралья. Прежде всего, вместе с ними в приуральской лесостепи появляется новый обряд захоронения умерших: под земляными курганами, в насыпи – остатки поминальной тризны в виде костей животных. Покойных укладывали в узкие могилы, в изголовье которых устраивались специальные ниши-подбои, куда ставили большой глиняный сосуд, поверх которого клали часть конской туши (плечо или ноги). Погребенного ориентировали головой на северо-запад. Часто в погребениях встречаются детали поясных наборов т.н. «гуннского типа», состоящие из позолоченных пряжек и накладок, украшенных зернью и стеклянными вставками, накладки-«лунницы» и другие предметы. Подобные вещи найдены в погребениях Ново-Турбаслинского, Бирского, Дежневского (территория парка им.Калинина в г.Уфе) и других могильниках. Особое место занимают погребения, найденные в разные годы на территории города Уфы и содержащие богатые наборы золотых и серебряных украшений: серьги, подвески-колты со вставками из полудрагоценных камней, цепочки, перстни, позолоченные бляхи – украшения конской сбруи – с изображением человеческого лица (подобные бляхи считаются типично гуннским украшением). Особый интерес представляет находка в одном из погребений турбаслинской культуры бронзового медальона с изображением двух византийских воинов в полном парадном облачении. Подобными медальонами византийские императоры на рубеже IV-V вв. н.э. награждали отличившихся солдат и офицеров своей армии.

На территории современного Башкортостана «турбаслинцы» жили оседло, хотя на своей прародине (вероятно – степи Нижнего Дона и Северного Причерноморья) они, скорее всего, вели кочевой образ жизни. Об их оседлости свидетельствуют стационарные поселения, расположенные около могильников: Ново-Турбаслинское поселение и могильник, Улукулевское поселение и Шареевский могильник в Кармаскалинском районе, могильники на территории г.Уфы и городище Уфа II (пересечение ул.Пушкина и проспекта Салавата Юлаева), могильник и поселение на окраине с.Кушнаренково. По материалам раскопок Ново-Турбаслинского поселения удалось установить, что «турбаслинцы» жили в небольших квадратных полуземлянках, в центре которых находился очаг. Занимались пастушеским скотоводством и земледелием. О последнем свидетельствуют находки земледельческих орудий – серпов и каменных жерновов, а также специально оборудованных ям для хранения зерна.

Занимая довольно компактную территорию по среднему течению Белой, «турбаслинцы» не могли не контактировать со своими ближайшими соседями – носителями бахмутинской культуры. Контакты эти прослеживаются, главным образом, в сфере культурного обмена: в отдельных турбаслинских погребениях Дежневского могильника встречаются типично бахмутинские сосуды, в бахмутинских погребениях Бирского могильника встречаются детали «гуннских» поясных наборов, а на периферии этого могильника вообще выделена группа типично турбаслинских погребений.

Судя по результатам антропологического анализа, биологического смешения между «турбаслинцами» – южными европеоидами и «бахмутинцами» – представителями уральской расы не происходило.

дежневка

Кушнаренковско-караякуповская культуры

В конце VI – начале VII веков из Зауралья в среднее и нижнее течение р.Белая приходит население т.н. кушнаренковской культуры (по поселению у с.Кушнаренково). Всего выявлено около 40 памятников, в основном они расположены по левобережью Белой и ее крупных притоков (Дема, Сюнь, Чермасан и др.).

Большинство поселений неукрепленные, с тонким и слабо насыщенным культурным слоем без следов каких-либо построек. Вероятно, это следы сезонных стоянок полукочевого населения. Характерной особенностью кушнаренковской культуры является керамика – тонкостенные сосуды с изящным резным и мелкозубчатым орнаментом. Она также встречена на городищах Уфа II, Старо-Калмашевское и Чукраклинское.

Погребальные памятники представлены небольшими земляными курганами с 1 или несколькими захоронениями под насыпью Сопровождающий инвентарь представлен глиняными сосудами, бронзовыми и серебряными украшениями пояса в т.н. «геральдическом стиле» и принадлежностями конской сбруи.

К середине VIII века кушнаренковское население в бассейне Белой сменяется новыми мигрантами из лесостепи Зауралья – носителями кара-якуповской археологической культуры (по городищу у с.Кара-Якупово в Чишминском районе), проживавшими в регионе до второй половины IX века. Керамика кара-якуповской культуры внешне близка кушнаренковской, различаясь пропорциями сосудов и специфической, более грубой орнаментацией, наличием пояска ямочно-жемчужных вдавлений.

Ареал распространения кара-якуповских памятников охватывает восточную часть Приуральской лесостепи, островную Месягутовскую лесостепь и предгорья вдоль восточного склона Южного Урала (Башкирское Зауралье). Большинство кара-якуповских городищ расположено по берегам р.Дема. Мощность культурного слоя на них также небольшая, следов каких-либо построек не обнаружено. На Кара-Якуповском городище (раскопки Г.И.Матвеевой 1962 и 1967 гг.) найдены обугленные зерна полбы и каменные жернова, что свидетельствует о занятии земледелием. Погребальный обряд кара-якуповской культуры в целом близок кушнаренковскому.

Происхождение кушнаренковского и кара-якуповского население связано с угорским этническим массивом Зауралья и Западной Сибири.

кара якупово

пряжки

Пряжки. Серебро. Каранаевский курганный могильник. Мечетлинский район Республики Башкортостан. Раскопки Ф.А. Сунгатова, Национальный музей Республики Башкортостан

 Башкортостан в X – начале XIII вв. по археологическим источникам

После ухода кара-якуповского населения, в Х веке в лесостепь Приуралья проникает новая волна родственного зауральского населения, археологические памятники которого объединены в мрясимовский тип.

В X–XII вв. границы расселения башкирского народа на Южном Урале в целом остались неизменными. Река Яик в среднем течении осталась пограничной полосой между башкирами и огузо-кипчаками, а Восточное Зауралье с прилегающими районами Западной Сибири до Иртыша с башкирским населением входило в состав Кимакского государства и контролировалось представителями его властей. Ведущими этническими группами в этой части Башкортостана оставались башкиро-огузо-кыпчако-кыргызские племена, в составе которых могли пребывать представители угорских племен, расселявшихся основным массивом в лесных районах Западной Сибири и на Среднем Урале. На западе башкиры граничили с болгарами Среднего Поволжья, а северная граница тогдашнего Башкортостана проходила по Средней Каме и Среднему Уралу (юг Пермской и Свердловской областей), где башкиры приходили в активное соприкосновение с местными племенами, говорившими, как считают языковеды, на различных диалектах финно-угорских языков. Среди них, конечно, были предки современных удмурдского и коми-пермяцкого народов.

Наиболее изученными памятниками этого периода являются курганы. Это – Каранаевские, Идельбаевские, Старо-Халиловские, Ишимбайские, Лагеревские, Синеглазовские, Муракаевские и Житимакские курганы.

Впервые в памятниках Х-XI вв. найдено два железных шлема, склепанных из кованых железных пластик. На один шлем были прикреплены бармицы, т. е. куски кольчуги, прикрывавшие шею и плечи воина. Здесь же находилась кольчуга из тонких железных колец. Башкиры носили свои стрелы в полуцилиндрических колчанах, обложенных по краям железными скобами и фигурными петлями для продевания ремня. Состав наконечников стрел не меняется, а вот клинки сабель заметно удлиняются, изгиб на острие становится более выпуклым. Чтобы усилить ударную силу сабли, ее рукоять теперь располагается под некоторым углом.

Башкиры придавали большое значение украшению своего седла, где они проводили большую часть жизни. В Ишимбаевском кургане (Салаватский район) в этих целях было разрезано блюдо, скорее всего, поднос, на котором имелись сложные изображения животных (волка, дерущихся крылатых коней и др.), посвященных вероятно, какому-то мифическому сюжету. Блюдо было из серебра, а поверхность местами позолочена. Башкиры продолжали носить роскошные пояса, с длинными подвесками спереди и сзади, украшенные серебряными и бронзовыми накладками. Эти пояса, как и пояса из курганов башкир IX–X вв. являются точной копией поясов изображенных на каменных статуях тюрков Степной Евразии IX–XII вв.

Материальная культура башкир в конце XI–XII вв. заметно видоизменяется. Это выразилось, преде всего, в резком уменьшении серебряных украшений, вызванном, как полагают исследователи, сокращением запасов серебра в мировом товарообороте.

Богатые материалы археологических памятников указывают, что и тогда Уральские горы с прилегающими широкими степями в историко-хозяйственном плане представляли самостоятельный регион, полностью обеспечивающий ведение полукочевого скотоводства.

В целом хозяйство башкирских племен IX–XII вв. оставалось натуральным, где основные работы по изготовлению орудий труда, оружия, жилищ, пищи, одежды выполнялись собственными силами.

По свидетельствам средневековых авторов в быту ранних башкир признаки оседлой культуры прочно сочетались с элементами кочевой жизни. Например, Идриси пишет, что башкирский город Карукийа состоял «из деревянных домов и юрт».

Башкортостан в составе Золотой Орды. Носители чияликской культуры

В XIII-XIV вв., т.е. в золотоордынское время, в приуральской лесостепи продолжали проживать прямые потомки «мрясимовцев» - носители чияликской археологической культуры, занимавшие всю территорию от восточных границ Волжской Болгарии до Уральских гор. Основное скопление чияликских памятников расположено вдоль рек Ик, Сюнь, Белая и Дема.

Культурный слой на поселениях беден находками, что, вероятно, говорит об их использовании в качестве летников (Горново, Метелинское II). На городищах-зимниках строились небольшие прямоугольные жилища-полуземлянки (Чертово городище в Уфе, Турналы, Абдуллинское). Умерших хоронили как под курганами (Сынтыш-Тамак), так и, в основном, на грунтовых могильниках (Базитамак, Кушулево, Ново-Троицк), расположенных на дюнных всхолмлениях в низинах, а также на окраинах селищ или рядом с ними. Захоронения в них совершались рядами, в простых неглубоких прямоугольных ямах. В относительно немногочисленных ранних чияликских погребениях встречается разнообразный сопроводительный инвентарь, в поздних он отсутствует, что продиктовано канонами ислама. К ним же относится ориентировка умерших головой на запад и разворот лица к югу, в сторону Мекки.

Ведущую роль в хозяйстве занимало коневодство, также широко были распространены охота и рыболовство. В золотоордынское время распространяется пашенное плужное земледелие, что подтверждается находками плужного резца. Среди других находок этого времени – серпы, косы, сошники, зернотерки.

В XIII-XIV вв. нижнее и среднее течение Урала являлись местом кочевий кыпчаков и родственных им кочевников. В южной, степной части современного Башкортостана сейчас исследовано около 10 курганных могильников этого времени (Башкир-Беркутовские, II Ишкуловские, II Юлдыбаевские, IV Ивановские и т.д.). Надмогильные сооружения представлены земляными курганами или плоскими каменными выкладками, погребенные укладывались вытянуто на спине, иногда в долбленой колоде или дощатом гробе, в ряде случаев около человека хоронили и взнузданного и оседланного коня.

В золотоордынское время на территории Башкирии начинают функционировать многочисленные металлургические комплексы, на которых производилось сыродутное железо и лился чугун.

Большое количество металлургических комплексов зафиксировано на левобережье среднего течения р.Белая около города Стерлитамак и севернее (Ярук, Манеево, Асавбашево, Чуюнчи, Муравьево и т.д.). Для некоторых из них характерно наличие полного набора «металлургических» находок: куски шлаков, обожженной глины или кирпичей, обломки воздуходувных сопл, иногда явные остатки печей или горнов, куски железа или чугуна как отходы металлургического производства; на Асавбашевском металлургическом комплексе найден крупный фрагмент чугунного котла. Завершение функционирования этих памятников относится ко времени не позже XVII века. Местным населением они связываются с ногаями.

 

 ярук

Металлургический комплекс Ярук. Аургазинский район Республики Башкортостан. XIII-XIV вв.

Наш адрес

450054, г. Уфа, Проспект Октября, 71

Подписка

Мы находимся здесь