Археологическое общество Республики Башкортостан

Основано в 2008 году

 

Это время общего потепления климата, которое вызвало появление в сосново-березовых лесах максимального участия ольхи, вяза, дуба и липы. В конце энеолита зафиксировано глобальное похолодание. В лесной зоне появляются участки еловых таежных лесов.

Целенаправленное изучение памятников энеолита на территории республики Башкортостан началось в 1958-1981 гг. под руководством Г.Н. Матюшина. До начала работ был известен только один памятник стоянка Кысыкуль, в Приуралье, за исключением единичных находок, ни одного. Большое скопление памятников, относящихся к эпохе энеолита отмечается на озерах Зауралья Суртанды, Банное (Яутыкуль), Карабалыкты, на берегах рек Ай и Юрюзань. Также энеолитические материалы были найдены на многослойной стоянке Мурат на озера Узункуль, стоянке Янгелька. Далее исследования продолжил Ю.А. Морозов (по рр. Ай и Юрюзань). На р. Урал исследовано энеолитическое святилище Бакшай (Ново-Байрамгулово-1. Раскопки В.К. Федорова и Я.В. Рафиковой). Благодаря разведочным экспедициям по берегам горного течения р. Белой Ю.А. Морозовым и В.Г. Котовым, а также рек Сагылузяк, Сосновка, Ургаза в подгорной зоне хребта Ирендык Н.С. Савельевым и В.Г. Котовым, была значительно расширена карта расселения людей эпохи энеолита. Были найдены десятки стоянок и местонахождений.

В результате исследований были выделены принципиальные отличия эпохи энеолита:

  1. Важные изменения произошли в это время в технике обработки камня. С различной степенью быстроты в разных районах Урала пластинчатая индустрия заменилась на отщеповую, когда большинство орудий изготавливались на отщепах - уплощенных кусках поделочных пород нужных размеров. Большое распространение получает двусторонняя ретушь, шлифованные деревообрабатывающие орудия, орудия на сланцевых плитках.
  2. Керамическое производство претерпело, в сравнении с неолитом Урала, определенные изменения. На большей части территории Уральского региона распространение получает круглодонная или остродонная глиняная посуда, украшенная оттисками гребенчатых штампов. Четко прослеживаемые на керамике различия: Орнамент на сосудах агидельской культуры состоял в основном из отпечатков гребенчатого штампа, с выраженным воротничком на венчике. На суртандинской керамике, с обильной примесью талька в тесте, гребенчатый орнамент сочетался с волнистыми линиями, нанесенными острым концом гладкого штампа. Наиболее распространенными узорами гребенчатого орнамента на сосудах обоих типов являются косые линии, зигзаги и другие элементы.

3.Эпоха энеолита характеризуется распространением и упрочением производящих форм хозяйства, изобретением колесного транспорта. Уклад жизни здесь не очень отличался от предшествующего периода. Население агидельской и суртандинской культур Южного Урала наряду с охотой занималось и придомным скотоводством (лошадь, крупный и мелкий рогатый скот). Поселения суртандинской культуры, по материалам Г.Н. Матюшина, достаточно большие, неукрепленные. Как правило они располагались на низких террасах, в седловинах между двумя всхолмлениями, площадью 3-4 га и более. Они имели четкую планировку – жилища (чаще земляночного типа) располагались полукругом, примыкая к выровненной или выложенной камнем площадкой. Встречались и прямоугольные, обложенные камнями, жилища площадью около 30-50 кв. м. с двумя очагами, с углубленным тамбуром-входом (поселение Березки, Г.Н. Матюшин)

Известны редкие погребальные памятники энеолитических культур Приуралья. Кара-Якуповский могильник на р. Дема исследован в 1980-82 гг. Ю.А. Морозовым. Исследованные пять погребений с керамическими сосудами, каменным инвентарем, кусками самородной меди, датируются V-III тыс. до н.э. А также найдено 3 погребения на многослойном поселении Муллино. В слое агидельской культуры керамика представлена сосудами с воротничком по венчику, орнаментированная оттисками гребенчатого штампа; найдены каменные ножи на пластинах, мотыги, зернотёрки, песты. Погребений суртандинской культуры не известно.

  1. Этнокультурные взаимодействия. На сегодняшний день по прежнему выделяют культуры, принадлежавшие к двум этнокультурным мирам, существовавшим и взаимодействующим в то время на прилегающих к Уралу районах: суртандинская в Южном Зауралье, агидельская в Южном Приуралье. В районе вдоль восточных склонов Урала и в степях Казахстана в этот период формируется общность родственных культур, получившая различные названия (зауральско - северо-казахстанская или общность культур «геометрической керамики») но объединенная как сходным набором типов каменных орудий, так и, что особенно важно, весьма сходным обликом керамической посуды. По мнению В.С. Мосина, глобальное похолодание в конце эпохи энеолита, вызвало волну миграций и передвижений древних племен на север, вслед за отступающим лесом, вследствие невозможности вести традиционное хозяйство. Возможно, к этому времени относится и появление зауральской керамики с тальком на памятниках Приуралья и в горах.

Так же необходимо заметить, что начались взаимодействия живших в энеолите оседлых народов Урала и пришлых кочевых ямных племен, у которых уже наступил бронзовый век. Дело в том, что в описываемое время в степях Евразии от Днепра до Южной Сибири установился благоприятный для скотоводства достаточно теплый и влажный климат. Долины степных рек Оренбуржья и предгорья Уральских гор с многочисленными речушками и ручьями стали родиной продвинувшихся сюда из Поволжья племен древнейших скотоводов, которые, в отличие от местных южноуральских племен, жили уже в бронзовом веке, передвигаясь со стадами с пастбища на пастбище, предпочитали разводить мелкий рогатый скот и лошадей.

  1. Начало применения металла – меди в хозяйстве энеолитических племен. С юга, из степей, из областей, обжитых ямными племенами, к населению южной части уральских лесов металл проникал лишь в виде отдельных изделий в результате обмена. Редко на лесных поселениях этого времени встречаются следы плавки меди (скорее, переплавки медных предметов). Предствителями скотоводческой древнеямной культуры началась разработка древнейших медных месторождений, в первую очередь, Каргалинского в Оренбуржье, Таш-Казган, Еленовка, Уш-Катта в Приуралье и Бакр-Узяк Зауралье (Е.Н. Черных).

 

Наш адрес

450054, г. Уфа, Проспект Октября, 71

Подписка

Мы находимся здесь