Савельев Н.С.
Археологическое наследие Башкортостана: современное состояние, достижения, существующие проблемы и пути их решения
Данный доклад писался мной в ноябре 2013 года по просьбе Министерства культуры Республики Башкортостан и должен был быть представлен на специальном заседании правительства республики, которое намечалось на начало декабря. Это заседание не состоялось и будет оно или нет – мне не известно. Поскольку время идет, а существующие проблемы не решаются (или решаются, но эти решения находятся не в практической плоскости, а в какой-то иной), я посчитал возможным и необходимым ознакомить с этим докладом всех заинтересованных читателей – как представителей власти и профессионального сообщества, так и всех неравнодушных сограждан. Заранее приношу свои извинения за несколько официальный стиль изложения – данный доклад писался для правительства Башкортостана. Конечно, в нем подняты далеко не все существующие проблемы сохранения археологического наследия, а преимущественно те, которые связаны с деятельностью государственного органа охраны памятников. Но, я думаю, что именно эти вопросы являются одними из важнейших, поскольку именно они как локомотив тянут за собой все остальные вопросы и проблемы. И сугубо административные, и сугубо научные.
Также я хочу выразить свою благодарность своим коллегам, помогавшим мне как в сборе данных по всем фактам вопиющего разрушения, уничтожения и разграбления археологических памятников (думаю, что вскоре собранные фотографии также будут выложены в открытый доступ), так и в формулировании предложений по выходу из сложившегося кризиса. Так что в значительной степени этот доклад коллективный.
Н. С. Савельев
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Вопросам сохранения историко-культурного наследия в российском законодательстве отводится очень весомое место – существует постоянно корректируемый и дополняемый профильный закон, большое количество подзаконных актов, распоряжений, постановлений, методических рекомендаций и т.д. И это не случайно – состояние культурного наследия, его востребованность и вложения в его изучение являются очень наглядными показателями устойчивости развития того или иного региона. Более того, культурное наследие является, пожалуй, самой яркой и узнаваемой визитной карточкой любого региона, его брендом. Таким образом, внимание к культурному в целом и археологическому в частности наследию является крайне необходимым компонентом региональной политики. Можно назвать ряд регионов Российской Федерации, где именно археологическое наследие определяет лицо региона не только внутри России, но и за ее пределами:
город Болгар – Республика Татарстан
«Алтайская принцесса» с плато Укок – Республика Алтай
царские курганы около поселка Аржан – Республика Тува
Большой Салбыкский курган и «Долина царей» – Республика Хакассия
Филипповские курганы – Оренбургская область
Отвлекаясь только от археологии, можно привести пример и Золотого кольца России, которое является не только визитной карточкой и мировым брендом ряда регионов центральной России, но и, собственно, основой их экономики.
Переходя к Башкортостану нужно сказать, что уже только географическое положение республики определяет наличие на его территории очень большого количества крайне разнообразных археологических объектов, многие из которых имеют первостепенную научную и туристическую (рекреационную) значимость. И новые открытия отнюдь не рядовых объектов идут ежегодно, из самых последних, в основном 2013 года, здесь можно назвать:
- святилище металлургов с петроглифом в виде птицы – Абзелиловский район, около оз. Банное (Якты-куль), в глубоком ущелье хребта Крыкты;
- огромный металлургический комплекс VI-III вв. на горе Курмантау (Гафурийский район РБ), давший большое количество первоклассных предметов искусства в т.н. «зверином стиле» и свидетельствующий о тесных взаимосвязях местного лесостепного населения с кочевниками Евразийской степи;
- селище Шемяк-2 начала XVIII века – самый ранний поселенческий башкирский памятник, полноценно изученный археологическими методами (Уфимский район РБ, работы проводились по договору с ОАО «Уралсибнефтепровод»);
- при обследовании окрестностей пещеры Шульган-Таш по заказу Министерства культуры РБ наряду с большим количеством выявленных памятников различных эпох, были найдены два интереснейших памятника: палеолитическая стоянка Шульганово-4, вероятно, оставленная людьми – авторами всемирно известной «пещерной живописи» Шульган-Таша и стоянка Акбулатово-3, находки с которой сейчас оцениваются как самые древние на территории Южного Урала;
- восьмиугольный купольный мавзолей ранних кочевников (V век до н.э.) в горно-степной зоне хребта Ирендык (Баймакский район РБ); его выявление свидетельствует о том, что каменная культовая архитектура на Южном Урале появилась не в эпоху Золотой Орды, как считалось ранее (мавзолеи Турахана и Хусейнбека), а как минимум на 18-19 веков ранее.
Все эти достижения бесспорно имеют общероссийское значение, хотелось бы только отметить, что все они, за редким исключением, делались без какого-либо участия (или при минимальном участии) со стороны Республики Башкортостан, на энтузиазме самих специалистов-археологов.
Всего же территории Башкортостана сейчас учтено около 4000 различных археологических объектов, из них около 1000 находятся на государственной охране. Учитывая, что в среднем степень обследованности республики не превышает 15-20%, можно предполагать, что реальное количество археологических объектов в Республике Башкортостан превышает 20000. Следовательно, сейчас мы располагаем данными в лучшем случае только об 1 объекте из 5 реально существующих. Эта пропорция, вместе с объективной общей недостаточностью работы специализированного подразделения Министерства культуры РБ в лице отдела государственной охраны объектов культурного наследия, приводят к крайне негативным последствиям. Среди них в первую очередь можно отметить
1) безудержное разграбление археологических объектов (ярчайшие примеры – грунтовый могильник Кара-Абыз-2 в Благовещенском районе, комплекс памятников на горе Курмантау в Гафурийском районе, грунтовые могильники Юрмаш-1 и Охлебининский в Иглинском районе и т.д.);
2) уничтожение застройкой и хозяйственной деятельностью (стоянка-мастерская Банное-8 в Абзелиловском районе, стоянка Нордовка-3 в Мелеузовском районе, селища Юрмаш-2 и -3 в Иглинском районе и т.д.);
3) разрушение в связи с воздействием природных факторов (Урманаевский могильник в Бакалинском районе и стоянка Сергеевка-1 в Мелеузовском районе, хотя в последнем случае разрушение береговой линии связано со строительством и функционированием Нугушского водохранилища, т.е. с хозяйственной деятельностью человека, и т.д.).
За исключением памятников на реке Юрмаш, куда выезжали представители профильного отдела Министерства культуры РБ, все остальные факты не получили какой-либо оценки со стороны Министерства культуры РБ, а какие-либо мероприятия отсутствовали. Многие факты и просто известны только профессиональному сообществу археологов, но не госоргану охраны памятников. И эти факты и анализ общего состояния археологического наследия Башкортостана свидетельствуют, что какие-либо систематические работы, как и в целом система сохранения археологического наследия в Республике Башкортостан отсутствует. То, что есть – это крайне недостаточное, более того – единичное и ситуативное, реагирование на сложившуюся негативную ситуацию. В лучшем случае госорган успевает только фиксировать уже свершившиеся разрушения, хотя и эти факты являются хорошими исключениями из общего правила. Все это свидетельствует о том, что в республике полностью отсутствует взвешенная и ориентированная на перспективу политика в отношении археологического наследия.
Мне, как представителю профессионального археологического сообщества, ежегодно работающему «в полях» и имеющему большой опыт работы в сфере сохранения культурного наследия, представляется крайне необходимым выполнение следующих первоочередных мер, которые позволят кардинально и в обозримые сроки изменить сложившуюся негативную ситуацию в сфере сохранения археологического наследия Республики Башкортостан.
1. Срочное принятие Республиканской целевой программы сохранения объектов культурного наследия, которая была разработана еще в 2011 году. Археологическое общество РБ также направляло в Правительство пакет своих предложений. Отсутствие целевой программы имеет крайне негативные последствия как для самих памятников, так и для Республики Башкортостан в целом и для профессионального сообщества. Именно в этой программе должны быть прописаны все вопросы, связанные с археологическим наследием (мониторинг, инвентаризация, противоаварийные мероприятия, обследование территорий, разработка зон охраны, определение территории памятников и т.д.).
2. Активное привлечение профессионального сообщества к работам по сохранению археологического наследия. В настоящее время это «привлечение» происходит только единично, являясь больше исключением, чем правилом. Как следствие, большой потенциал специалистов-археологов не используется, что приводит к деградации ряда научных центров либо отсутствию роста профессионализма, необходимого в условиях постоянного ужесточения законодательства в сфере сохранения культурного наследия.
3. Необходимо издание полноценного Свода археологических объектов Республики Башкортостан. Именно БАССР первая в России выпустила такое издание (Археологическая карта Башкирии. Москва, 1976), ранее – в 1966 г. такое издание появилось только в Казахстане. Также именно наша республика в общероссийском масштабе являлась флагманом в издании периодических дополнений – каталогов выявленных памятников (1982, 1988, 2004). Так, например, в Своде 2004 г., подготовленного силами Научно-исследовательского центра «Наследие», содержатся сведения о 547 объектах, выявленных в 1989-2000 гг. А с этого времени в Башкортостане какие-либо издания прекратились. Отсутствие современной оперативно пополняемой базы по археологическим объектам РБ имеет ряд крайне негативных последствий, например, невозможно определить общий историко-культурный потенциал той или иной территории. Но важнейшим здесь является то, что госорган охраны памятников не может адекватно и своевременно решать вопросы согласования земельных участков под хозяйственное освоение.
В связи с этим считаю необходимым подготовку и выпуск ряда связанных между собой изданий, в т.ч.:
- свода археологических памятников РБ, выявленных в 2001-2013 гг.;
- свода археологических памятников РБ, стоящих на государственной охране;
- общего Свода археологических памятников РБ с развернутым унифицированным описанием каждого объекта (к примеру, подобная работа была издана в Татарстане в 2007 году). Данная работа большая и сложная, требующая изысканий в различных архивных хранилищах России и Башкортостана, а также и дополнения имеющейся информации полевыми изысканиями, но она, эта работа, вполне посильная и археологическое сообщество РБ вполне ее может выполнить. По предварительным оценкам сроки подготовки такого издания займут 3-4 года.
Также может быть начата подготовка серии изданий сводов памятников по районам Башкортостана (наглядным примером чему – опыт Казахстана), но тогда помимо археологии имеет смысл давать сведения и о всех остальных объектах культурного наследия (архитектурного, исторического, индустриального и т.д.). Думаю, что подобные издания могут стать очень важным инструментом популяризации историко-культурного наследия и будут очень востребованы населением.
4. Необходимо поэтапное начало работ по сплошному археологическому обследованию территории Республики Башкортостан, в первую очередь – тех участков, которые подвержены максимальному антропогенному прессингу (среди положительных примеров такого обследования можно упомянуть обследование территории города Бирск / 2007 г. и курортного района Якты-Куль / 2005 г.). Из таких первоочередных участков я могу назвать территорию Уфы (как это не парадоксально, целенаправленного археологического обследования Уфы никогда не проводилось), Уфимский район, Иглинский район, город Стерлитамак и его округу. Помимо сугубо научных результатов, такая работа имеет и высокий экономический эффект, т.к. на стадии последующего хозяйственного освоения тех или иных локальных участков дополнительного археологического обследования за счет застройщика уже не нужно будет проводить. Следовательно, экономический эффект от выполнения этих работ будет иметь как финансовое выражение (отсутствие необходимости локальных обследований), так и временное выражение (выдача согласований по имеющимся современным архивным данным), что также немаловажно. Для сферы охраны памятников несомненным плюсом здесь является то, что полученные материалы позволят избежать неминуемого разрушения многих археологических объектов.
Следовательно, самым лучшим вариантом было бы постепенное сплошное археологическое обследование всей территории Башкортостана (по опыту Польши), но начинать нужно именно с наиболее хозяйственно осваиваемых участков.
5. Создание на основе ГИС-технологий постоянно пополняемого реестра участков обследованных территорий земельных отводов под строительство и заложенных разведочных шурфов. Основа для выполнения данной работы уже есть – Центр охраны памятников Министерства культуры РБ работает с ГИС-программой «ИнГео», но используется она крайне недостаточно, что объясняется просто недостатком кадров и тем, что НПЦ занимается более прикладными, а не стратегическими, перспективными, делами. Экономический эффект создания этого реестра очевиден: при необходимости хозяйственного освоения (напр. – строительства) того или иного участка достаточно обратиться к созданной базе, чтобы получить исчерпывающую информацию. Но для этого нужно, чтобы были люди, которые будут постоянно вести эту работу, собирать информацию, ее анализировать и пополнять реестр.
6. Необходимо усиление подразделения Министерства культуры Республики Башкортостан, ведающего всей сферой сохранения объектов культурного наследия в республике. Сейчас его штат и выполняемые функции крайне недостаточны. По моему мнению, для активизации работы отдела государственной охраны объектов культурного наследия необходимо:
- дополнительное включение в его штат не менее одного специалиста-археолога, имеющего достаточный опыт самостоятельных полевых работ;
- кардинальное расширение выездных проверок на археологические памятники (плановых; в связи с их разрушением; в связи с их разграблением; и т.д.);
- постоянный и методичный контроль за выданными предписаниями и согласованиями (сейчас этого просто нет) – застройщики могут просто не учитывать требований, выданных Министерством культуры РБ;
- возбуждение административных и уголовных дел в отношении лиц и организаций, нарушающих действующее законодательство в области сохранения археологического наследия.
7. Башкортостан является уникальным регионом России, в нем много первоклассных археологических объектов, часть из них достойны для включения в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них можно по праву назвать южную оконечность хребта Ирендык (Баймакский район), где уже более 10 лет назад создан одноименный музей-заповедник, шихан Тура-Тау (Стерлитамакский район), на котором с древности существует крупное святилище, Идрисовская пещера и писаницы (Салаватский район), по уровню и выразительности ничем не уступающие уже включенным в Список ЮНЕСКО, Охлебининский комплекс, состоящий из крупнейшего во всем Волго-Уралье некрополя и огромного городища эпохи Золотой Орды. Работы по их номинированию и включению в Список ЮНЕСКО могут привести к созданию имиджа Башкортостана как региона, бережно относящегося к своему культурному наследию, повышению туристической привлекательности региона и получению новой первоклассной исторической информации.
8. В настоящее время в Башкортостане практически свернута деятельность по популяризации объектов культурного, в том числе и археологического, наследия. Из приоритетных направлений здесь можно отметить издание популярных и научно-популярных книг, создание специализированных сайтов и установку информационных стендов в городах и других населенных пунктах республики.
Все это в целом уже в обозримом будущем даст как экономический эффект, так и значительно повысит имидж Башкортостана, приведет к развитию туристической инфраструктуры, позволит использовать потенциал научного сообщества в рамках четкой и понятной республиканской стратегии сохранения, изучения, использования и популяризации археологического наследия. Я уже не говорю о том, что все эти работы дадут толчок к новым – сейчас кажущимся фантастическими – открытиям, что в конечном счете приведет к повышению культурного уровня населения Башкортостана и развитию патриотического воспитания.
Мне очень хочется верить, что современное плачевное состояние в сфере сохранения археологического наследия Республики Башкортостан – не более, чем периодический, хотя и очень сильный, кризис. Выход из него может быть найден только общими усилиями. Если же оставить ситуацию на существующем уровне, то мы в очень скором будущем станем свидетелями резкого роста т.н. «кладоискательства» (по сути – мародерства) – ограбления археологических памятников, игнорирования со стороны строительной сферы не то, что существования гос. органа охраны памятников, но и самого культурного наследия, общего падения культурного уровня и патриотизма среди населения, сворачивания каких-либо археологических исследований, которые пока еще держатся на энтузиазме специалистов. Надеюсь, что этого не произойдет.