Археологическое общество Республики Башкортостан

Основано в 2008 году

Аминев З.Г., Котов В.Г., Овсянников В.В., Савельев Н.С. Малые культовые объекты Башкирского Зауралья: к постановке проблемы//Урал-Алтай: через века в будущее. Материалы V Всероссийской тюркологической конференции, посвященной 80-летию Учреждения Российской академии наук Института истории, языка и литературы УНЦ РАН. Уфа, 2012


1. Древние каменные курганы как с более поздними объектами поверх насыпи и вокруг нее, так и без них
2 Караскы одиночные и комплексы
3. Менгиры (сансканташ, абейташ, кулунташ) – одиночные и комплексы, в т.ч. антропоморфные стелы
4. Квадратные каменные курганы
5. Квадратные каменные ограды
6. Прямоугольные каменные ограды
7. Каменные кольца с выделенным центром и без

Скачать:
  1. Презентацию
  2. Текст

Бахшиев И.И., Бахшиева И.Р. Правовой аспект сохранения археологического наследия (обзор основных положений действующего законодательства) // Историческое, политико-правовое, и социокультурное развитие Уральского региона: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Сибай: издательство ГУП РБ «СГТ», 2011. – 384 с. – С.315 – 327.


 

 В Российской Федерации в целом и в Республике Башкортостан в частности, остро стоят вопросы охраны памятников археологии. Отношение к археологическому наследию приобретает все более общественно-политический характер. Острые углы развития науки связаны с пониманием особенностей развития культуры, когда памятники археологии рассматриваются как составная часть истории политической жизни государства. На сегодняшний день в Российской Федерации накоплен существенный опыт по сохранению историко-культурного наследия, увеличено количество различных научных учреждений и организаций, занимающихся вопросами выявления, восстановления и использования памятников истории и культуры. Все большее значение объекты археологического наследия приобретают для духовной идентичности, а в некоторых крайних случаях, и этничности нашего общества. Все сказанное выдвигает на ключевые позиции проблему сохранения богатого археологического наследия Республики Башкортостан – связующего звена современного общества с наиболее древними пластами нашей истории. Не останавливаясь подробно на историографии вопроса, отметим лишь тот факт, что проблема сохранения памятников археологии неоднократно становилась областью пристального внимания профессионалов-археологов и специалистов занимающихся государственной охраной объектов культурного наследия (См. например: Молодин, 2002; Смирнов, А.С., 2002; Всероссийское совещание…, 2006; Веденин Ю.А., 2007; Гонозов А.В., 2008; Дроздов Н.И., Макулов В.И., 2008; Зарубин Ю.В., 2008; Изосимов Д.А., Маматова Л.Х., 2008; Кондрашев Л.В., 2008; Авксентьева О., 2010; Савельев Н.С., 2003, 2004; «Золотое Кольцо Башкортостана»…, 2004; Обыденнов М.Ф., 2006; Минеева И.М., 2007, 2010; Ахметова Е.А., 2008).

Статья 44 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Вопросы охраны и использования памятников археологии, как недвижимых объектов истории и культуры регулируется в стране, прежде всего, Федеральным Законом Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73 от 25 июня 2002 года. В Республике Башкортостан действует закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан» № 224-з от 7 ноября 2005 г., регламентирующий на основе указанного №73-ФЗ охрану объектов историко-культурного наследия в Республике Башкортостан. Памятники археологии являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Государство гарантирует сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящих и будущих поколений. Одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации должна являться государственная охрана объектов историко-культурного наследия.

Согласно №73-ФЗ объекты археологического наследия и связанные с ними предметы материальной культуры отнесены к объектам государственного недвижимого имущества. Более того, в соответствии со статьей 4 №73-ФЗ все памятники археологии относятся к объектам культурного наследия федерального значения, причем согласно п. 6 ст. 18 объекты археологического наследия считаются выявленными со дня их обнаружения.

Объекты археологического наследия относятся к отдельной категории и определены как частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (ст. 3 №73-ФЗ). Объекты археологического наследия могут быть представлены:

а) в виде отдельных объектов (памятников);

б) ансамблей – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников;

в) достопримечательных мест – творения, созданные человеком или совместные творения человека и природы, в том числе памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов Российской Федерации, с историческими событиями, культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок, места совершения религиозных обрядов (ст. 3 №73-ФЗ).

В связи с тем, что археологические памятники расположены на поверхности и в почвенном слое, их современная охрана неразрывно связана с земельными участками, на которых они расположены. Согласно ст. 5. №73-ФЗ и ст. 99 «Земельного Кодекса Российской Федерации» №136-ФЗ от 25 октября 2001 г. земельные участки в границах объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного значения, относимые к землям особо охраняемых территорий (ст. 94 №136-ФЗ). Правовой режим данных земельных участков регулируется №73-ФЗ и №136-ФЗ. В частности, согласно п. 5 ст. 27 №136-ФЗ земельные участки занятые объектами археологического наследия ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения также не допускается, а на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность (п.2-3, ст. 99 №136-ФЗ). Более того, земли в пределах, которых имеются объекты историко-культурного наследия, могут быть отнесены к категории особо ценных земель (ст. 100 №136-ФЗ). Отметим, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно (п. 2., ст. 49 №73-ФЗ), поскольку памятники археологии находятся в государственной собственности и отчуждению из государственной собственности не подлежат (п. 1. ст. 50 №73-ФЗ). Между тем, физические или юридические лица могут осуществлять право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, если это не ухудшает состояние памятника, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц (п.1-2, ст. 52 №73-ФЗ).

В соответствии с действующим федеральным законодательством в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде, на сопряженной ними территории устанавливаются зоны охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зона охраняемого природного ландшафта. При этом отмечается, что состав зон охраны объекта культурного наследия определяется особым проектом (п. 1, ст. 34 №73-ФЗ). Общее содержание и режим использования земель в границах охранных зон раскрываются в п. 2. ст. 34 №73-ФЗ. Границы зон охраны и режимы использования земель в их пределах утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения – органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (п. 3, ст. 34 №73-ФЗ). В соответствии с п. 1.2, ст. 9.1 №73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия в осуществлении согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения.

Порядок разработки, состав, назначение и режимы использования территории в границах выделенных зон охраны объектов культурного значения подробно рассмотрены в: «Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР» (приказ Министерства культуры СССР №33 от 24 января 1986 г.; согласовано с Госстроем СССР (письмо № ИП-6272 от 27 декабря 1985 г.) и «Положении о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации №315 от 26 апреля 2008 г.).

Согласно п. 2, ст. 34 №73-ФЗ, охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде (п. 3 Положения о зонах охраны…).

При рассредоточенном расположении памятников, не имеющих между собой композиционных связей, выделяется отдельная охранная зона для каждого памятника. При близком расположении нескольких несвязанных между собой памятников целесообразна объединенная охранная зона, своими границами охватывающая всю группу памятников (п. 4.1.3 Инструкция по организации зон охраны…).

Согласно п. 2 «Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Изменение экономической ситуации в республике, появление на строительном рынке большого числа частных инвесторов привело к значительному увеличению хозяйственной активности и масштабному новому строительству. Памятники археологии оказались в зоне активного хозяйственного преобразования. Законодательство предусматривает целый комплекс специальных мер по обеспечению их сохранности при хозяйственном освоении территории.

Федеральным законом определены особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах его охраны, предусматривающий их запрет (за исключением работ по сохранению данного памятника или его территории), а хозяйственные работы проводятся при условии не нарушения целостности памятника или ансамбля, не повреждения, разрушения или уничтожения объекта культурного наследия (ст. 35 №73-ФЗ).

Более того, проектирование и хозяйственное освоение возможно при отсутствии на испрашиваемой территории объектов культурного наследия. В случае обнаружения объектов обладающих признаками объекта культурного наследия на территории, подлежащей освоению, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов (п.2, ст. 36 №73-ФЗ). Между тем подчеркнем, что в случае наличия информации об определенном расположении в зоне хозяйственного освоения объектов культурного наследия проведение работ возможно только при наличии в проекте/проектах хозяйственного освоения разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия. Финансирование работ по обеспечению сохранности объектов культурного наследия находящихся в зоне хозяйственного освоения осуществляется за счет средств заказчика проводимых работ по проектированию и проведению землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ (ст. 36-37 №73-ФЗ; ст. 24 № 224-з).

В законодательстве предусмотрены санкции, которые могут применяться при не обеспечении сохранности объектов археологического наследия при строительных и иных работах. Как уже отмечалось, федеральным законом запрещается использование земельного участка, в пределах которого расположены объекты археологического наследия, которое может ухудшить их состояние или нанести вред окружающей историко-культурной  среде (ст. 52 №73-ФЗ). Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, либо федеральный орган охраны объектов культурного наследия имеют право приостанавливать строительные или иные работы, при проведении которых возникает угроза физической сохранности и целостности объекта археологического наследия (ст. 37 №73-ФЗ). В п.1 статьи 37 №73-ФЗ указано: «Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия… Исполнитель работ обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, об обнаруженном объекте».

Большое внимание вопросам сохранения объектов культурного наследия в зоне хозяйственного освоения уделяет Градостроительный Кодекс Российской Федерации №190-ФЗ от 29 декабря 2004 г. В частности отмечается, что основным принципом градостроительной деятельности является соблюдение требований сохранения объектов культурного наследия (п. 10, ст. 2 №190-ФЗ).

В соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации и Законом Республики Башкортостан «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан» № 341-з от 11 июля 2006 г., постановлением Правительства Республики Башкортостан №153 от 13 мая 2008 г. утверждены Республиканские нормативы градостроительного проектирования Республики Башкортостан «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан», в которых также прописываются нормы и мероприятия необходимые для сохранения объектов культурного наследия в границах территорий городских округов и поселений Республики Башкортостан. В пункте 5.5.2 указывается, что «на землях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) градостроительная деятельность допускается только в той мере, в какой она связана с нуждами этих объектов (восстановление, реставрация, реконструкция, инженерное обустройство и благоустройство), по специальному разрешению уполномоченных органов государственной власти». Отдельно рассматривается вопрос сохранения историко-культурного наследия в исторических поселениях республики. Согласно п. 5.5.18, государственной охране в их границах подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт и так далее, в том числе и археологический слой. Наибольший интерес представляют представленные в п. 5.5.12 размерные показатели для проектирования охранных зон памятников археологии:

- минимальная охранная зона устанавливается от основания кургана с учетом возможных прикурганных сооружений, отсыпки грунта при снятии курганной насыпи с помощью землеройной техники для курганов:

- высотой до 1 м, диаметром до 40 м – в радиусе 30 м;

- высотой до 2 м, диаметром до 50 м – в радиусе 40 м;

- высотой до 3 м, диаметром до 60 м – в радиусе 50 м;

- высотой свыше 3 м – определяется индивидуально в каждом конкретном случае, но не менее 50 м;

- для курганных групп – радиусы те же, что и для одиночных курганов, а также межкурганное пространство;

- минимальная охранная зона для городищ, селищ, поселений, грунтовых могильников – в радиусе 50 м от границ памятника.

Между тем, необходимо отметить, что данные нормы распространяются на территории городских округов и поселений Республики Башкортостан, а не неурбанизированной территории. В связи с тем, что каждый археологический объект и каждая охранная зона отличаются индивидуальностью, приведенные выкладки могут служить лишь важной методологической основой для археологического проектирования.

Требования согласования проектов с органами охраны памятников содержатся в инструктивных документах Минстроя СниП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства» в разделе 8 которого («Инженерно-экологические изыскания»), неоднократно указывается на необходимость проведения мероприятий по охране памятников истории и культуры. Так же говорится о сохранении историко-культурного наследия в СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства».

Подобное требование содержится и в СниП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», где в п. 3.1 указано о не допустимости строительства трасс в зонах, отнесенных к памятникам культуры.

В СниП 2.07.01-89 «Градостроительство Планировка и застройка городских и сельских поселений» существует специальный раздел «Охрана памятников истории и культуры», предусматривающий соблюдение законодательства в сфере охраны и использования памятников истории и культуры при планировке и застройке городских и сельских поселений (п. 9.20). Здесь также представлены размерные показатели необходимые для обеспечения сохранности памятников при проектировании и строительстве инженерных и транспортных коммуникаций (п. 9.22).

В завершении, перейдя от сухой констатации норм действующего законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов историко-культурного наследия отметим ряд проблемных пунктов. Несмотря на деятельность в стране и республике государственных органов и постоянно совершенствующееся законодательство, продолжается разрушение и уничтожение памятников археологии. Причина разрушения памятников разнообразны – как природные процессы (эрозия, абразия берегов рек и озер, тектоника, оползни), так и антропогенные факторы (строительные, мелиоративные и другие хозяйственные работы, деятельность «черных археологов», застройка, наращивание культурного слоя, распашка, загрязнение памятников археологии и ценных исторических ландшафтов).

Как уже отмечалось, все памятники археологии с момента выявления считаются памятниками федерального значения и являются собственностью государства. На основе действующего федерального закона сохранность историко-культурного наследия (в том числе памятников археологии) является первостепенной задачей для государства. Однако на деле присутствие археологических объектов в зонах новостроек и хозяйственного освоения воспринимается заказчиками и застройщиками работ лишь как досадное недоразумение. В этом отношении проявляется «незрелость» не только руководства строительных компаний, но и российского общества в целом. Так, в Хартии по охране и использованию археологического наследия, провозглашенной IX Генеральной Ассамблеей Международного союза по памятникам и достопримечательным местам – «охрана археологического наследия является моральной обязанностью каждого человека. Вместе с тем это и коллективная, и общественная ответственность». К сожалению, в нашем обществе пока не сложилось непримиримое отношение к разрушению объектов археологического наследия. Как правило, в общественном сознании памятники археологии воспринимаются как отражение «чуждой» культуры, между тем отношение общества к объектам истории и культуры показывает уровень культурного развития самого общества.

Как ни странно, в случае выявления в зоне хозяйственного освоения памятников археологии, охранные мероприятия по ним воспринимаются лишь с позиции археологических раскопок. Хотя в №73-ФЗ четко указано, что спасательные археологические исследования (раскопки) могут проводиться лишь в случае крайней необходимости. Оценивая реальную ситуацию по республике отметим, что эта необходимая крайность проявляется практически каждый год (наиболее яркие примеры – спасательные археологические раскопки средневекового городища Уфа-II в центре города Уфа, охранные археологические раскопки в зоне затопления строящихся водохранилищ в Башкирском Зауралье и так далее). Однако, ближайшим примером иного, положительного для культурного наследия решения данного вопроса является создание целой музейно-заповедной сети: в  Челябинской области – Историко-культурный заповедников областного значения «Аркаим»; в Республике Татарстан – Государственный музей-заповедник «Казанский Кремль», Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск», Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Единственный примером такого рода в Республике Башкортостан является созданный на базе так называемого «Баишевского археологического микрорайона» – Историко-археологический и ландшафтный музей-заповедник «Ирендык» (ИАЛМЗ «Ирендык») в Баймакском районе (Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан № 354 от 29 ноября 2002 г.).

Без сомнения, проблема охраны археологических памятников в современных условиях неразрывно связаны с вопросами правового режима использования земельного участка, в пределах которого располагается памятник археологии. Выше уже отмечалось, что согласно ст. 49 №73-ФЗ сам объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Проблема заключается в том, что в настоящее время для подавляющего большинства археологических памятников известных на территории Республики Башкортостан, граница занимаемых ими земельных участков не определена или очерчена приблизительно, что делает практически невозможным установление правовых условий их использования. В связи с этим,  встает вопрос о необходимости проведении работ по межеванию земельных участков, занимаемых объектами археологического наследия. Для примера, работы по кадастровой съемке планов археологических памятников с целью установления особого режима содержания и использования земельных участков, занимаемых этими памятниками, в Новосибирской области ведутся с 2001 г. (Софейков, Ануфриев, 2005).

Направление единой стратегии по решению проблем сохранения объектов историко-культурного наследия Республики Башкортостан, мы видим в ракурсе:

- принятия долгосрочных государственных программ направленных на реализацию конкретных проектов с учетом современных реалий социально-экономического развития региона;

- популяризации объектов истории и культуры и внедрении их в проекты развития туристического комплекса республики. Разработки национального (республиканского) историко-культурного туристического маршрута направленного на пропаганду и популяризацию традиционной и духовной культуры народов населяющих Башкортостан;

- развития в республики сети историко-культурных музеев-заповедников. Организация в них научной и туристической инфраструктуры. Создание условий для инвестиционной привлекаемости музеев-заповедников для частного бизнеса;

- внедрения инновационных подходов для мониторинга, инвентаризации, проектирования, реставрации и консервации объектов культурного наследия;

- организации стройной системы ведения делопроизводства, основанной на принципах мониторинга качества выполнения предписаний, выдаваемых республиканскими органами государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

- решения проблем несанкционированного хозяйственного и строительного освоения территорий исторических поселений без соблюдения правил застройки и землепользования. Игнорирование застройщиками предписаний и требований госоргана ведет к утрате их исторического ядра, исторического облика, вместе с этим и утратой уникальных объектов археологического наследия (наиболее яркий пример – застройка центральной части города Уфа, как наиболее престижной и дорогостоящей).

Список литературы:

1. Авксентьева О. Охранные зоны Казанского кремля: закон для будущего // Наследие народов Российской Федерации. – 2010. – №2. – С. 39-44.

2. Ахметова Е.А. Современное состояние памятников археологии РБ (на примере курортного района Якты-Куль и юга Баймакского района) // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность. – Уфа, 2008. – 162 с. – С.16-19.

3. Веденин Ю.А. Экология культуры и сохранение наследия // Наследие и современность. Информационный сборник. – Вып.14. – М., 2007. – С.3-14.

4. Всероссийское совещание «Взаимодействие археологических учреждений и органов охраны объектов культурного наследия России в изучении и сохранении археологических памятников» // Российская археология. – 2006. – №3. – С.5-20.

5. Гонозов А.В. Государственное управление археологическим наследием на территории Нижегородской области // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т.III. – М., 2008. – С.108-111.

6. Дроздов Н.И., Макулов В.И. Актуальные проблемы сохранения археологического наследия Северного Приангарья в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т.III. – М., 2008. – С.113-116.

7. Зарубин Ю.В. Виды охранных археологических полевых работ на территории исторических поселений и их место в процессе накопления научного знания // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т.III. – М., 2008. – С.120-121.

8. «Золотое Кольцо Башкортостана»: обоснование и стратегия развития Национального туристского маршрута / Под ред. П.М. Шульгина. – М., 2004. – 70 с.

9. Изосимов Д.А., Маматова Л.Х. Охрана памятников археологии на территории Пермского края //Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т.III. – М., 2008. – С.122-124.

10. Кондрашев Л.В. Новые нормативные документы в сфере сохранения археологического наследия и практика их применения // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т.III. – М., 2008. – С.129-131.

11. Минеева И.М. Историко-культурное наследие хребта Ирендык на Южном Урале: опыт выявления, изучения и сохранения //От древности к новому времени (проблемы истории и археологии). – Уфа. – Вып. X. – 2007. – 172 с.

12. Минеева И.М. Сохранение, использование и государственная охрана археологического наследия Южного Урала во второй половине XIX – начале XXI вв.: Автореф. дис. … докт. ист. наук: – М., 2007.

13. Молодин В.И. Еще раз об охране и использовании археологического наследия Горного Алтая в связи с принятием Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск, 2002. – Т.VIII. – С.677-681

14. Обыденнов М.Ф. Сохранение историко-культурного наследия народов Башкортостана – объекты археологии: вопросы сохранения и использования. – Уфа, 2006. – 183 с.

15. Савельев Н.С. Северо-восточный регион Республики Башкортостан: опыт анализа государственной охраны недвижимых объектов культурного наследия. – Уфа, 2003. – 68 с.

16. Савельев Н.С. Историко-археологический и ландшафтный музей-заповедник «Ирендык»: научный потенциал и туристическая инфраструктура // Историко-познавательный туризм в Республике Башкортостан. Кн.1 / Серия «Золотое кольцо Башкортостана: туризм и сервис». – Уфа, 2004. – С.81-87.

17. Смирнов, А.С. Сохранение археологического наследия России: история и проблемы // Российская археология, 2002. – № 4. – С.50-59.

Минеева И.М. Историко-культурное наследие хребта Ирендык на Южном Урале: опыт выявления, изучения и сохранения // От древности к новому времени (проблемы истории и археологии): сборник научных трудов. Вып.Х. – Уфа, 2007. –172 с.

 

Южный Урал – уникальная природно-географическая и историко-культурная территория. Он находится в самом сердце Евразийского континента, на южных отрогах Уральского горного хребта. В природном отношении – это неширокая полоса лесостепного евразийского пояса умеренного широт с континентальным климатом, которая протянута длинным рукавом с востока – предгорий Алтая на запад – вплоть до Карпатских гор.

Именно на территории Южного Урала она сужается, и в наиболее близком соседстве оказываются северные, таежные в недавнем прошлом леса и южные засушливые подгорные степи в горно-степной зоне Зауралья. А между ними расположены лесостепные просторы, перемежающиеся лесные и открытые пространства с полноводными реками. Такое разнообразие природных, климатических и почвенных условий издревле привлекали к себе людей, которые получали возможность заниматься комплексными формами хозяйства - охотой и рыбной ловлей, домашним и полукочевым скотоводством, подсечным земледелием. Также эта территория привлекала обилием близко залегающих полезных ископаемых и природных материалов, необходимых для развития производства и поддержания торговых связей – горных месторождений медных, марганцевых и железных руд, россыпного и рудного золота, поделочных камней (яшма, мрамор, сердолик, кварцит и пр.).

С древнейших времен здесь селились народы, несущие этногенетические компоненты индоиранского, финно-угорского, тюркского, восточно-славянского происхождения. Формирование такой своеобразной полиэтничной субкультуры происходило в течение нескольких тысячелетий в условиях активной адаптации к природным особенностям Южного Урала и тесного культурного взаимодействия [1]. Заселяя определенные природно-ландшафтные территории региона, древние племена выбирали районы, наиболее оптимально соответствующие традиционным формам ведения комплексного хозяйства – пастушеского и отгонно-пастбищного скотоводства, домашнего земледелия и огородничества, охотничьих промыслов и ремесел, рыболовства.

Одним из таких локальных регионов стала своеобразная горная страна – хребет Ирендык. Географически он относится к горно-лесной и горно-степной зоне Южного Зауралья, являясь одной из самых юго-восточных окраин Уральских гор. В целом хребет Ирендык представляет собой меридионально вытянутую горную страну, сильно рассеченную узкими долинами рек и ручьев. Его длина составляет около 150 км, ширина достигает 20 км.

Северная часть хребта (доминирующие высоты – 750-950 м) покрыта таежной растительностью. Южная часть хребта относится к горно-степной зоне и, постепенно понижаясь к югу, переходит в полосу холмогорий с высотами не более 400-500 м. Западные склоны Ирендыка очень крутые и нерасчлененные, резко переходящие в холмистую степь с отдельными возвышенностями. С востока горы понижаются плавно, образуя широкую предгорную зону с многочисленными хорошо обводненными долинами и предгорными карманами. Описываемая территория отличается богатым разнообразием животного и растительного мира, полезных ископаемых, характерных для горно-лесных и горно-степных экосистем. По оценкам специалистов природные степные экосистемы хребта Ирендык испытали минимальное антропогенное воздействие в процессе освоения и использования человеческим сообществом его ресурсов, и сохранились практически в первозданном виде до наших дней.

Административный хребет Ирендык расположен в Баймакском районе Республики Башкортостан, в юго-восточной зоне Башкирского Зауралья. Восточные окраины хребта выходят на границу с Челябинской областью.

Историко-культурная среда этого региона формировалась под активным воздействием окружающего природного комплекса. Начиная с древнейших времен, здесь происходили сложные этнокультурные процессы, связанные с постоянным притоком и расселением нескольких волн мигрантов которые стремились сюда в поисках новых мест обитания.

Изучение культурных и природных ресурсов Южного Урала началось практически сразу вслед за расширением границ Российской империи на восток в XVIII в. Первые попытки выявления памятников древности на юго-востоке Башкирии на территории Ирендыка относится к XIX веку, когда член-секретарь Оренбургского (Уфимского) губернского статкомитета Р.Г.Игнатьев отметил в окрестностях с.Баишево в южной оконечности хребта Ирендык наличие двух курганных групп [2]. Культурно-хронологическая, как впрочем, и современная локализация этих памятников, была еще не проведена и вызывает до сих пор затруднение в виду недостаточности сведений. В 1945 г. в так называемую «картотеку Коишевского» попали сведения еще о двух памятниках в северной зоне хребта – городище и курганах с каменными кольцами в окрестностях хутора Давлетово [3]. Эти и некоторые другие предварительные сообщения, а также работы по составлению Археологической карты Башкирии (1965-1970 гг.), позволили начаться первым маршрутным обследованиям территории. Археологами М.Х.Садыковой (1962, 1963 гг.), Г.Н.Матюшиным (1965 г.), Н.А.Мажитовым (1965, 1970 гг.), М.Ш.Рязаповым (1969 г.) было выявлено несколько десятков памятников, в том числе местонахождения эпохи камня, курганные могильники эпохи бронзы и раннего железа, и несколько памятников, интерпретация которых вызывала в тот период затруднение [4]. Внимание специалистов того времени было привлечено к проблеме выявления и изучения памятников определенных археологических эпох и культур древности. Большое место занимали вопросы хронологической и этнокультурной интерпретации памятников, а картографирование и ландшафтная локализация объектов в пределах хребта Ирендык делали пока еще свои первые неуверенные шаги.

В 1960-1970-е годы, в связи с активизацией этнографических исследовании в республике, в регион Башкирского Зауралья было направлено несколько этнографических экспедиций, одной из задач которых явился сбор материала для создаваемого Музея этнографии при Институте истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР в Уфе. Полученные данные о традиционных промыслах и ремеслах башкир, особенностях башкирского национального костюма и орнамента, топонимики и фольклора, традиционном жилище и бытовой культуре и пр. позволили исследователям выявить своеобразную этнокультурную среду, сформированную на основе полукочевого быта башкир периода после  присоединения Башкирии к Русскому государству в конце XVI-XVII вв.

В это же период, в 1967 г. был создан общественный музей историко-краеведческого профиля в г.Баймаке – районном центре, который разместился на базе средней школы. Здесь стали сосредоточиваться отдельные артефакты из истории района – отдельные археологические находки, предметы традиционного быта и интерьера, произведения местных умельцев и мастеров, орудия труда и инструменты периода его промышленного освоения, документы по истории района.

Кроме того, указанный регион отличается высокой степенью сохранности традиционной культуры башкир – фольклорного и песенного творчества, народного танца, языковых особенностей, декоративно-прикладного искусства, которые активно проявляются в деятельности различных кружков народной самодеятельности и национальных ремесел, существовании домашних промыслов и ремесел - обработка шерсти (валяние), прядение, ткачество, кузнечное и кожевенное дело, деревообработка.

По сообщениям информаторов, собранных в ходе работы этнографов на территории Ирендыка, вплоть до 1960-1970-х гг. сельские жители, преимущественно пожилые, носили традиционную башкирскую одежду, участвовали в проведении обрядов языческого характера (вызывание дождя, поклонение духам гор и пр.), сохраняя свои родоплеменные связи и особенности традиционного природопользования.

Таким образом, в указанный период было положено начало выявлению, изучению и сохранению некоторых, разрозненных компонентов историко-культурной среды региона, включающих в себя как движимые, так и недвижимые объекты историко-культурного наследия хребта Ирендык.

Следующим заметным шагом стало открытие в 1991 году Историко-краеведческого музея в с.Темясово Баймакского района, посвященного истории деятельности первого Правительства Башкирской Республики в 1919 г. (расположенного в центральной части хребта Ирендык). и создание здесь же в 1995 году историко-культурного центра. В его составе предполагалось создание археологической экспозиции под открытым небом на базе открытых в окрестностях села курганах эпохи раннего железа.

Для выявления ресурсов деятельности созданного Историко-культурного центра по сохранению и использованию историко-культурного наследия региона в 1995 – 1996 гг. в Баймакском районе работала археологическая экспедиция Центра охраны памятников Министерства культуры Республики Башкортостан. В результате начала сплошного обследования территории был выявлен уникальный историко-культурный комплекс объектов культурного наследия в районе с.Баишево в южной части хребта Ирендык. Он стал известен как Баишевский археологический микрорайон [5]. На его сравнительно небольшой компактной территории было выявлено около 100 объектов археологического, этнографического, архитектурного, индустриального наследия, относящихся к разным археологическим и историческим периодам освоения территории Южного Урала в целом, и хребта Ирендык, в частности, начиная с эпохи палеолита до, современности.

Практически сразу встал вопрос о необходимости дальнейшего изучения данной территории, сохранения и рационального культурного использования целостного историко-культурного комплекса в рамках деятельности специализированного музея-заповедника. Для его решения в 2000-2001 гг. были привлечены специалисты Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им Д.С.Лихачева (г. Москва), что позволило разработать Концепцию историки археологического и ландшафтного музея-заповедника в Баймакском района Республики Башкортостан, внести предложения по функциональному зонированию территории и наметить перспективы его развития в качестве регионального музейно-туристического и научно-образовательного центра и включения в культурную среду России и всего мира. Разработанные документы были одобрены Республиканским советом по сохранению культурного наследия при Кабинете Министров РБ и согласованы Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан. Итогом проделанной работы явилось Постановление Кабинета министров РБ № 354 от 29 ноября 2002 года, на основании которого был создан Историко-археологический и ландшафтный музей-заповедник «Ирендык», действующий в качестве территориального подразделения Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия при МКиНП РБ. Целью нового учреждения культуры было определено выявление, изучение и сохранение целостного историко-культурного и природно-ландшафтного комплекса хребта Ирендык на Южном Урале.

В соответствии с разработанной в 2003 году схемой генерального плана развития территории, музей-заповедник размещается на участке 29500 га земли, исключаемой из активного разрушающего промышленного и сельскохозяйственного оборота, с сохранением традиционных форм ведения хозяйства (пастбищного скотоводства, сенокошения). В настоящее время продолжаются работы по оформлению земельного дела, проектной разработке музейно-туристической инфраструктуры, утверждению генплана, разработке Устава и предложений к формированию целевой республиканской программы по созданию и развитию нового для республики многопрофильного музейного учреждения.

Практически одновременно с деятельностью по созданию музея-заповедника в южной части хребта Ирендык начались работы по созданию особо охраняемой природной территории – Национального парка «Ирендык», занимающего всю остальную (преимущественно северную) часть одноименного хребта. Эта территория – 23500 га уже включена в список зарезервированных земель специальным постановлением Кабинета министров в 2002 году под создание природных парков, и начаты работы по формированию Концепции и схемы функционального зонирования.

В процессе выявления, изучения и решения вопросов сохранения историко-культурного наследия хребта Ирендык на Южном Урале стало возможным определить ряд особенностей и проблем, вызывающих определенные трудности.

Прежде всего, в процессе изучения историко-культурных ресурсов территории, выявилось достаточно большое типологическое и хронологическое разнообразие объектов, что требует переосмысления вопросов его научной систематизации и классификации. Стали известны принципиально новые типы объектов, которые ранее были неизвестны в археологической науке региона (рунированные в разной степени объекты индустриального наследия XIX века, археологизированные памятники традиционной сельской и культовой архитектуры XVIII – начала XX вв, жертвенно-погребальные комплексы поздних периодов истории, в частности связанные с памятью об участии жителей окрестных деревень в Отечественной войне 1812 года, камнеобрабатывающие мастерские на выходах яшмовых пород эпохи палеолита-неолита, памятники так называемой «страны городов», выявленной лишь недавно для древностей эпохи бронзы в Южном Зауралье и пр.). Такое разнообразие объектов требует разработки специальных методик их изучения как традиционными методами комплексных полевых археологических и этнографических исследований, так и системой так называемых методов дистанционного исследования без вмешательства в культурный слой памятника. Более того, условия заповедного режима функционирования территории требуют выработки оптимального соотношения решения вопросов археологических исследований памятника и его последующей музеефикации.

Далее. Создание нового учреждения культуры в форме музея-заповедника на Южном Урале вызывает большие трудности, так как практически отсутствует туристская инфраструктура - удобная система коммуникаций (дороги, связь, транспорт и пр.), условия для обеспечения сервиса, развития широкого спектра услуг, питания и проживания посетителей. Требует пересмотра система государственной поддержки малого предпринимательства, направленного на обслуживание туристов, обеспечение деятельности музеев и культурных центров региона. На начальном этапе становления музея-заповедника требуется разработка программ инвестиций, что необходимо для включения в экономику и культурную среду региона и страны в целом. Важной задачей является развитие нормативно-правовой базы в данной сфере, в том числе на республиканском и муниципальном уровнях.

Особого внимания требует преодоление межведомственного барьера, связанного с тем, что изучением, сохранением и использованием разных видов объектов наследия занимаются различные учреждения, ведомства и даже министерства. Например, вопросами сохранения археологического наследия занимается преимущественного Научно-производственный центр по охране и использованию культурного наследия при Министерстве культуры и национальной политики Республики Башкортостан, народное творчество развивается при активном участии управления культуры администрации Баймакского района и г.Баймака, лесные угодья находятся в ведении Баймакского лесхоза и являются федеральной собственностью в управлении Министерства природных ресурсов Российской Федерации и пр. Таким образом, выявленный уникальный культурный потенциал территории создает все необходимые предпосылки для включения наследия Ирендыка в общероссийскую и мировую систему историко-культурного и природного наследия. Однако без активной поддержки государства и заинтересованности на всех уровнях власти этот потенциал может остаться нереализованным, более того, очень скоро оказаться утраченным.

Примечания:

1. Кузеев Р.Г. Башкортостан в Волго-Уральском историко-культурном регионе // Этносы и культуры на стыке Азии и Европы. Уфа, 2000, с.21-62.

2. Игнатьев Р.Г. Курганы и городища Оренбургского края // Труды I Археологического съезда в Москве в 1869 г. М., 1871, с.155-158.

3. Коишевский Б.А. Картотека сведений об археологических памятниках Башкирии, 1945 // Архив ИА РАН.

4. Мажитов Н.А.Научный отчет за 1965 г. // Архив ИА РАН; Рязапов М.Ш. Отчет за 1969 г. // Архив ИА РАН; Садыкова М.Ш. Научный отчет за 1962 г. // Архив ИА РАН.

5. Яминов А.Ф., Савельев Н.С., Псянчин А.В. Баишевский микрорайон: итоги и перспективы этноархеологических исследований в башкирском Зауралье // Интеграция археологических и этнографических исследований. Материалы V Всероссиского Научного Семинара. Омск-Уфа, 1997, с. 182-185.

Акбулатов И.М., Ахтарянова Д.И., Котов В.Г., Минеева И.М., Савельев Н.С.  Исследования Ирендыкской экспедиции на юге Башкирского Зауралья //Археологические открытия /Институт археологии. – М.: Наука, 2003 /Отв. Ред. В.В. Седов. – 2004. – 527 с. – ISBN 5-02-009860-4. – С.296 – 302.

 

Ирендыкская комплексная археолого-этнографическая экспедиция Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан под руководством Никиты Сергеевича Савельева проводила плановые разведочные работы в Баймакском и Абзелиловском районах, включая территорию создаваемого МЗ «Ирендык».

Район исследований принадлежит к бассейну р. Урал и ее притоков (Сакмара, Таналык, Большой Кизил, Туяляс, Ургаза и др.). Это переходная от типичной степи к лесостепи зона, меридионально рассеченная хребтом Ирендык – самым восточным на Южном Урале. Южная часть хребта относится к горно-степной зоне (550-750 м над уровнем моря) и, постепенно понижаясь, переходит в полосу холмогорий с высотами не более 400-500 м. Северная часть хребта (750-950 м над уровнем моря) покрыта таежной растительностью. Граница между северным и южным частями хребта и Баймакского района проходит по автодороге Сибай – Баймак и далее на запад. Западные склоны Ирендыка очень крутые и нерасчлененные, резко переходящие в холмистую степь с отдельными возвышенностями. Северо-востока горы плавно понижаются, образуя широкую предгорную зону с многочисленными хорошо обводненными долинами и предгорными карманами, и именно здесь зафиксирована очень высокая концентрация памятников археологии. Восточная граница исследуемой территории проходит по р. Урал и административной границе с Челябинской областью, запад – по границе Баймакского р-на, Сакмаре и окраине облесенных низкогорий Южного Урала (Зилаирское плато).

Разведочные работы на территории МЗ «Ирендык» (площадь 295 км?), включающего участок южной оконечности хребта с восточными предгорьями долины рек Ургаза, Буреле, Карамала, Шурале и Карасаз, увлажненную подгорную зону и небольшой участок собственно степной зоны (в периметре населенных пунктов Баишево, Карышкино, Карамалы (Ишмухаметово), Мунасипово и Файзуллино), направлены на выявление новых памятников и более тщательное обследование некоторых ранее известных (отряды В.Г. Котова и И.М. Минеевой). Проводилось обследование, как вершин гор, так и узких межгорных долин, небольших труднодоступных урочищ на склонах, а также приречных террас. Всего к моменту начала работ на территории МЗ зафиксировано 85 памятников (исследования М.Х. Садыковой, Р.Б. Исмагилова, А.Ф. Яминова, Н.С. Савельева). В задачу первого отряда (В.Г. Котов) входили шурфовка известных и выявление новых поселенческих памятников, в первую очередь, эпох камня и бронзы. Обследовано 23 объекта: 5 поселений позднего бронзового века, 6 стоянок и 10 местонахождений каменного века, 2 мастерские. Из них 17 памятников открыто в отчетном году.

В верхнем течении р. Ургаза, в узкой горной долине выявлена камнеобрабатывающая стоянка-мастерская Кызыл-яр 2. Она приурочена к скальному выходу зеленой яшмы, поверхность которой на протяжении нескольких десятков метров и на высоту 4 м покрыта негативами крупных сколов. В шурфе, заложенном близ скалы, Собрана большая коллекция сколов и орудий мустьерской эпохи, в том числе: скребла, крупные рубящие орудия, нуклеусы из яшмы. Неподалеку, на выходе руслового аллювия, состоящего из яшмового галечника и крупных кусков зеленой яшмы, выявлены еще две аналогичные мастерские – Кызыл-яр 4 и Юмаш-тау 8. Здесь обнаружены многочисленные сколы, крупные блоки яшмы с отдельными сколами, нуклеусы радиального скалывания, два крупных призматических нуклеуса, рубящие орудия.

За пределами кольцевого вала известного с 1996 г. укрепленного поселения Улак 1 шурфом (20 м?) выявлены культурный слой эпохи бронзы и, видимо, остатки каких-то наземных сооружений. Важным является нахождение здесь же в долине ручья Улак памятника Улак 6, который по характеру подъемного материала определен как небольшой металлургический синташтинского времени (эпоха средней бронзы).

В степной части МЗ на низкой террасе левого берега р. Ургаза найдено укрепленное поселение эпохи бронзы Селек, относящееся к "аркаимскому" кругу памятников. Оно имеет двухчастную структуру: кольцевой (диаметром около 70 м.) и примыкающий к нему Г-образный (высотой до 1 м и шириной 7-8 м) валы. Ров визуально не фиксируется. В пределах обвалованной площадки зафиксировано несколько крупных жилищных впадин. Общее количество жилищ и детальная планировка не выяснены, поскольку вся площадка поселения покрыта очень густыми и высокими зарослями (степ ной кустарник семейства акаций). Шурфом (4?2 м) в межжилищном пространстве выявлен культурный слои мощностью до 1 м с фрагментами костей животных и керамики алакульской (?) культуры. Укрепленные поселения Селек и Улак 1 (в 6 км, северо-запад) являются настоящее время самыми западными памятниками эпохи бронзы подобного типа.

Основной задачей второго отряда (И.М. Минеева) было сплошное обследование труднодоступных и ранее не обследованных участков территории МЗ. Выявлено около 70 памятников различных эпох – от бронзового века до позднего средневековья и нового времени: 55 одиночных курганов, 5 курганных могильников, по 3 каменных выкладки и кольца, 2 местонахождения и поселение. Дополнительно обследован могильник Кок-тубе 2 (эпоха бронзы), что позволило уточнить его планиграфию, количество насыпей (14 вместо 7 зафиксированных ранее) и степень сохранности.

Ранее неизвестные памятники выявлены в небольших межгорных долинах и урочищах (Ак-мамбет, Килен-тэшкен, Майлыбай и т.д.) Важна их приуроченность именно к этим экологическим нишам. Так, например, в узкой межгорной долине на противоположных берегах ручья Ак-мамбет обнаружены одиночный каменный курган Ак-мамбет 1 (эпоха раннего железа) и каменное кольцо Ак-мамбет 2 (позднее средневековье или новое время). Последнее являлось, вероятно, остатками башкирской летовки. В XVII – XIX вв. насыпь кургана обнесли невысокой кольцевой стенкой из дикого камня. На ветки черемухи, растущей в центре кургана, до недавнего времени привязывались ритуальные лоскутки ткани.

Работы на территории МЗ «Ирендык» показали их перспективность. Продолжение планомерного обследования позволит зафиксировать новые разнотипные памятники, в том числе связанные с этноархеологией (кладбища, зимники, летники, культовые объекты и др.). Также выяснено, что выделенный ранее Баишевский микрорайон памятников имеет хорошо выраженные границы: на юге – по левому берегу р. Буреле, на севере – по правому берегу р. Карасаз; центром же этой территории является очень длинная (около 15 км) и узкая долина р. Ургаза, а также небольшой участок равнины у выхода реки из гор.

Южный отряд (Д.И. Ахтарянова) проводил сплошное обследование водораздельных, возвышенных и горных участков охранной зоны МЗ (периметр автодорог г. Баймак – г. Сибай – с. Яковлевка – д. Богачевка) площадью около 500 км? и прилегающих территорий вплоть до административных границ Баймакского района. Здесь к началу ра бот было известно 15 памятников, из них 3 осмотрено в течение отчетного сезона (Богачевский I, Санкымский I и Янгазинский одиночные курганы) и более 100 выявлено впервые. Такая диспропорция вызвана крайне неточными топографическими привязками большинства ранее зафиксированных памятников. Среди них 87 одиночных курганов, 8 курганных могильников, 2 менгира 6 каменных выкладок и каменный ящик. Впервые зафиксированы большие (до 20 м в диаметре) каменные курганы (Тубакаин 2 Ишмурзино 7), рвы вокруг каменных курганов (Семеновский 5, Тубакаин 2, Ишмурзино 7), каменные курганы с каменными ящиками (Кушалы-куак 3, Янзигитово 1, Янзигитово 7, Юлый 4), каменные курганы с небольшими отростками – «усами» (Янзигитово 3, Утюльган 3) и др. По внешним признакам большинство памятников этой зоны относятся к эпохе раннего железа и к этнографической современности. Только курганный могильник Уваряж 3 предварительно может быть отнесен к раннемусульманскому времени.

В ходе работ выяснилось, что концентрация каменных курганов, относящихся по внешним признакам примерно к середине I тыс. до н.э., постепенно понижается при удалении от хребта Ирендык; они совершенно исчезают в степной зоне, уступая место классическим раннекочевническим земляным курганам значительных размеров. Особенностью большинства каменных курганов является их использование и почитание башкирами вплоть до современности: возведение различных культовых сооружений (туры-обо, башкирские караскы), их комплексов, округлых и прямоугольных оградок, досыпка насыпей древних курганов, возведение вокруг них стенок-оград и т.д.).

Северный отряд (И.М. Акбулатов) проводил обследование в северной части Баймакского и юго-восточной части Абзелиловского районов. Пройдены участки: по р. Туяляс (Худолаз) от с. Покровское до ее истоков, по р. Большой Кизил от административной границы Башкортостана с Челябинской областью до д. Булатово и далее по р. Карасаз до ее истоков; по р. Сакмара от с. Комсомльское до ее истоков. В ходе сплошной разведки  осматривались берега и близлежащие возвышенности в пределах 1,5 – 2 км от русла рек, фиксировались все виды памятников (более 100), включая ранее известные (26). Среди вновь открытых большую часть составляют одиночные каменные или земляные курганы (53) и курганные могильники (5), расположенные как на пологих береговых террасах, так и на возвышенностях. Найдено также 5 поселений с жилищными впадинами и 3 местонахождения с находками керамики бронзового века, 6 местонахождений с кремневым инвентарем и 4 новых менгира.

Наш адрес

450054, г. Уфа, Проспект Октября, 71

Подписка

Мы находимся здесь