Археологическое общество Республики Башкортостан

Основано в 2008 году

Яминов А.Ф., Савельев Н.С., Псянчин А.В. Баишевский микрорайон: итоги и перспективы этноархеологических исследований в Башкирском Зауралье

Яминов А.Ф., Савельев Н.С., Псянчин А.В. Баишевский микрорайон: итоги и перспективы этноархеологических исследований в Башкирском Зауралье // Интеграция археологических и этнографических исследований: материалы V Всероссийского научного материала, посвященного 155-летию со дня рождения Н.М.Ядринцева. – Омск-Уфа, 1997. – 190 с. – С.182 – 185.

 

 Одной из функций государства является сохранение историко-культурного наследия народов, населяющих его территорию. В мировой и отечественной практике к настоящему времени накоплен большой опыт и выработано множество форм реализации подобных проектов: заповедники, заповедные и охраняемые территории, заказники, национальные парки, музеи под открытым небом, научно-исследовательские комплексы и т.д.

 На основе учета национально-исторических и культурно-хозяйственных традиций населения Республики Башкортостан 2 августа 1995 г. было принято Постановление Кабинета Министров РБ «Об историко-культурных центрах Республики Башкортостан», в приложении к которому основными целями этих центров определено «сохранение историко-культурных комплексов, имеющих особую историческую, национальную, просветительскую, научную и эстетическую ценность, обеспечение жизнедеятельности последних на основе максимального приближения к традиционным формам природопользования, хозяйствования и использования в рекреационных, научных и культурных целях». И в этом отношении особое внимание специалистов по охране и использованию памятников истории и культуры после двухлетних работ привлекли окрестности деревни Баишево Баймакского района Республики Башкортостан.

 В ландшафтно-географическом отношении данный микрорайон является частью Башкирского Зауралья и представляет собой предгорную степь и лесостепь (с островными березовыми лесами местами с примесью лиственницы и сосны) подступающие к восточной оконечности хребта Ирендык, непосредственно возвышенные и горные участки с узкими долинами. Особенностью микрорайона является густая речная сеть, представленная реками Б.Уртазымка и Карасаз с их многочисленными мелкими притоками, нередко пересыхающими в засушливый период. Палеотопографические исследования на местности показывают, что в древности они питали одно или несколько, к настоящему времени пересохших, озер в собственно степной части микрорайона. Все это обуславливало наличие стабильной разнотравной лугово-степной и степной растительности. Большую роль в истории микрорайона играл и тот факт, что территория микрорайона является самой южной оконечностью «Яшмового пояса» Урала с многочисленными выходами различных яшм и яшмоидов.

 Как показывают результаты историко-археологических изысканий в различных уголках Евразии, подобные районы с усложненным ландшафтом (Алтай, Тянь-Шань, Кавказ, Жигули, Карпаты), всегда привлекали население в связи с возможностью ведения как кочевого и загонного скотоводства, так и занятий охотой и земледелием, что отражается в высокой концентрации археологических памятников различных эпох и многообразии их типов. К настоящему времени на территории Баишевского микрорайона известно 120 археологических и 12 этнографо-археологических объектов (что превращает его в единственный подобного рода феномен в регионе по степени концентрации памятников древнего населения, хронологии и научному потенциалу, заложенному в них).

 На данной территории впервые выявлен комплекс памятников каменного века, который в региональном масштабе является связующим звеном между синхронными памятниками Оренбургско-Казахстанских степей и Зауральским лесостепным кругом памятников. Это позволяет достоверно реконструировать процесс появления и расселения древнего населения на территории Южного Урала, культуру и технологию хозяйственного освоения региона. Наиболее ранний пласт образуют 4 камнеобрабатывающие мастерские, относящиеся к эпохе камня (от верхнего палеолита и выше). Именно здесь располагается единственный известный для Зауралья и прилегающих территорий комплекс погребальных памятников эпохи энеолита (III – начало II тыс. до н.э.), исследование которого позволяет на реальном конкретном материале восстановить социальную градацию и религиозные воззрения этих веков.

 Для периода развитой бронзы впервые на территории РБ открыто укрепленное поселение, которое по своим конструктивным особенностям полностью аналогично известному поселению Аркаим (круговая планировка, наличие внешнего вала, радиальное расположение жилищ), а по степени сохранности и насыщенности культурного слоя превосходит свой аналог. С населением, проживающим в этом и других близлежащих поселках, связаны курганы, часть из которых, как показали результаты раскопок, относятся к погребальным сооружениям элитного слоя общества (значительные внешние параметры, размеры погребальных камер, богатство сопроводительного инвентаря). На их примере впервые достоверно зафиксирован факт того, что при возведении курганных насыпей, в непосредственной близости от них, устанавливали каменные менгиры и целые менгирные аллеи. Ранее возведение подобных сооружений предполагалось только для кочевнических древностей раннего железного века. Дополнительной аргументацией их значительно более раннего бытования является нахождение подобных менгиров на особых участках поселений эпохи бронзы, таких как Улак I, Улак II и Сарыташ. Это позволяет намного глубже проанализировать как погребальную обрядность данных племен, так и их социальную и духовную жизнь.

 Для эпохи раннего железа выявлен новый, ранее почти неизвестный пласт погребальных сооружений (одиночные каменные курганы, расположенные на высоких горных мысах и отдельностоящих вершинах и содержащие материалы конца VI-V вв. до н.э.), позволяющих понять механизм контактов пришлого среднеазиатского кочевого (сакского) населения с полуоседлым населением зауральской лесостепи. Также, на данной территории известно 2 из 7 выявленных в южных зауральских районах РБ уникальных памятников – курганов «с усами», которые появляются здесь в результате более поздней миграционной волны центральноазиатского населения. Их уникальность определяется и тем, что в последние годы серия аналогичных памятников дала науке пласт, относимый к древнетюркскому этносу. Это дает новый материал для решения проблемы о времени и механизме тюркизации Южноуральского региона в период раннего средневековья.

 Следующий хронологический пласт образует масса каменных курганов и выкладок периода позднего средневековья (ХIII-XV вв.), относящихся к древностям Золотой Орды. Их исследование позволяет проследить процесс второй волны тюркизации региона, проникновения и распространения ислама в кочевой среде. Ценность этих памятников и в том, что большинство из них имеют аналоги в степях Казахстана, Приаралья и Южной Сибири. Это дает возможность рассмотреть пути и время их появления на Южном Урале, а также процесс формирования современных башкирских родоплеменных групп Зауралья на основе тюрко-монгольского симбиоза.

 Особое место в общей массе памятников древности занимают этнографические объекты. До настоящего времени они не подвергались строгим научным исследованиям, не велся их планомерный поиск и фиксация (за исключением погребальных комплексов для антропологических исследований, сборов этнографических коллекций и фольклора).

 Работы 1995 и 1996 гг. показали, что в Баишевском микрорайоне есть целый пласт этнографических памятников, которые могут быть исследованы, помимо чисто этнографических, и археологическими методами. Здесь имеются остатки четырех населенных пунктов XVIII –середины XX вв., дошедшие до нас в руинированном виде. Их исследование методами археологии может дать совершенно новую информацию о формировании и развитии инфраструктуры башкирского аула, о строительных приемах и традициях, о материальной культуре населения, о семейно-патриархальных, социальных и демографических процессах.

 Кроме того, процесс перехода от кочевого к яйлажному (пастушескому) скотоводству иллюстрируют открытые впервые в регионе остатки башкирских летовок (яйляу). Данные объекты представляют собой округлые каменные оградки диаметром 7-14 метров с одним проходом внутрь. В некоторых случаях вход ограничен длинным тамбуром, сложенным также из камней. На территории микрорайона выявлено 12 таких сооружений, все они полностью археологизированы. Места расположения «оградок» наиболее благоприятны именно для летовок: на берегах мелких ручейков и вблизи родников в горных долинах, либо же в узких распадках с непосредственным выходом в степь. Примечательно, что около некоторых «оградок» зафиксированы полуразмытые остатки плотин и запруд.

 Этногенетическая память местного населения сохранила до настоящего времени большое количество этноисторических преданий, шежере, памятников поэтического творчества и музыкальной культуры, древних топонимов и гидронимов. До сего дня сохраняется деление деревень на «концы», заселенные выходцами из разных башкирских родоплеменных групп. Неоднородность современного башкирского населения микрорайона подтверждают и антропологические наблюдения.

 Все вышесказанное открывает широкие возможности для этнокультурных и исторических реконструкций, и только эта база позволяет создать модель культурогенетических процессов в Зауральском регионе Башкортостана от эпохи камня до настоящего времени, а возможность сочетания археологических и этнографических методов исследования позволит в дальнейшем развить абсолютно новое направление в исторической науке Башкортостана – этноархеологию.

 

Наш адрес

450054, г. Уфа, Проспект Октября, 71

Подписка

Мы находимся здесь