Археологическое общество Республики Башкортостан

Основано в 2008 году

Письмо Президенту Республики Башкортостан Рустэму Закиевичу Хамитову

Уважаемый Рустэм Закиевич!

По инициативе научной общественности 20 февраля 2008 г. на учредительном Общем собрании была учреждена специализированная общественная организация – РОО «Археологическое общество Республики Башкортостан».

 Общество объединяет всех профессиональных археологов региона и ученых смежных специальностей, которые признают необходимость комплексного решения проблем в области сохранения историко-культурного наследия нашей страны в целом и Башкортостана – в частности, имеют большой опыт работы в области охраны памятников истории и культуры, популяризации научных знаний и работы с молодежью.

За время своего существования, Археологическое общество выполнило ряд важнейших проектов, требующих объединения усилий специалистов, работающих в различных организациях Республики. Среди них – инвентаризация археологических памятников 32 административных районов РБ, участие в организации XVIII Уральского археологического совещания, являющегося одним из старейших общероссийских научных форумов, проведение региональных научных конференций, разработка документации по сохранению объектов археологического наследия и т.д. Однако приоритетными задачами общества является установление конструктивного диалога научной общественности с исполнительной и законодательной властью по проблемам сохранения историко-культурного наследия и создание реальных предпосылок для устойчивого развития отечественной региональной науки.

В связи разработкой в настоящее время республиканской целевой программы «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия на территории Республики Башкортостан» на 2012-2016 годы (в соответствии с постановлением Правительства РБ от 07.12.2010 г. № 470), РОО «Археологическое общество Республики Башкортостан» считает необходимым включение в данный документ ряда важных пунктов.

1. Поэтапный переход от политики инвентаризации ранее выявленных археологических объектов к стратегии сплошного планомерного археологического обследования территории Республики. По имеющимся статистическим данным, к настоящему времени на территории РБ зафиксировано не более 10-15% всех реально существующих археологических объектов (т.е. в среднем известен только 1 из 10 памятников). Результатом данной работы, наряду с прочими, будет являться и значительный экономический эффект.

2. Разработка и обеспечение ежегодным финансированием республиканской Программы исследования разрушающихся археологических памятников. В настоящее время ежегодно из-за негативных факторов длительного воздействия (напр., распашка, обрушение и размыв берегов рек) разрушается значительное количество археологических объектов.

3. Сплошное археологическое обследование территории города Уфы (с последующим проведением такой работы по остальным городам и крупным поселениям РБ). Подобная работа никогда не проводилась, реальное количество памятников на территории Уфы неизвестно (начиная с XIX века зафиксировано около 70), а по ранее выявленным отсутствуют данные по их состоянию, площади, предмету охраны и т.д. При все возрастающих темпах застройки и хозяйственного освоения территорий данная ситуация приводит к постепенному уничтожению археологического наследия Уфимского полуострова, который с прилегающими пространствами является уникальным «культурным ландшафтом» общероссийского масштаба.

4. Сплошное археологическое обследование территории всех ООПТ (природные заповедники, национальные и природные парки, зарезервированные территории) и разработка историко-культурных опорных планов данных территорий. Территории Мурадымовского ущелья, окрестностей Шульган-Таша, горно-лесное течение Белой и Нугуша, районы Иремеля, Крыкты и Ирендыка несомненно обладают очень высоким историко-культурным потенциалом, однако какие-либо планомерные обследования здесь никогда не проводились. В условиях постоянно увеличивающейся туристической нагрузки культурное наследие этих территорий, будучи даже еще не выявленным, оказывается под постоянным и совершенно не контролируемым антропогенным прессингом.

5. Выполнение работ по определению территорий археологических памятников (первоначально – для памятников, стоящих на государственной – и особенно – федеральной – охране и находящихся в зонах значительного хозяйственного освоения) для внесения этих данных в землеустроительную документацию на уровне муниципальных районов. В противном случае даже в судебных инстанциях будет очень сложно доказать, что данный участок земли относится к территории памятника (наглядный пример – ноябрь 2010 г., Иглинский районный суд, когда выделение земельного участка на территории уникального Шиповского курганно-грунтового могильника было признано законным именно из-за отсутствия официально установленной территории памятника).

6. Разработка проектов зон охраны археологических памятников (первоначально – для памятников, стоящих на государственной – и особенно – федеральной – охране и находящихся в зонах значительного хозяйственного освоения), определение режимов их использования и установка охранно-информационных знаков.

7. Мониторинг береговой линии водохранилищ и иных искусственных водоемов Республики с последующим, в случае необходимости, проведением охранных археологических исследований. Часть водохранилищ создавалась еще в 1960-70-е гг., когда законодательство об охране памятников либо еще не существовало, либо не выполнялось. Археологические работы в зонах строительства водохранилищ и крупных прудов, проводившиеся в конце XX – начале XXI вв. также были крайне недостаточны.

8. Усиление контроля за состоянием археологических памятников на местах путем введения должности инспектора по охране памятников в администрациях муниципальных районов и городов. В настоящее время какой-либо контроль за абсолютным большинством археологических памятников просто отсутствует; данная «бесхозность» приводит только к их разрушению, уничтожению или целенаправленному ограблению со стороны «черных копателей»; даже информация об этом доходит до исследователей и госоргана охраны памятников в лучшем случае через несколько лет.

9. Усиление деятельности по постановке археологических объектов на государственную охрану. Последний раз археологические памятники Республики принимались на государственную охрану в 1997 году (Распоряжение КМ РБ от 22.04.1997 г. № 382-р).

10. Проведение работ по археологическому исследованию Уфимского Кремля (государственная охрана с 1940 г.), создание на его территории музеефицированного участка с действующей экспозицией. По оценкам специалистов, данный памятник является древнейшим и наиболее сохранившимся объектом начального этапа освоения Русским государством Уральского региона. В связи с созданием в настоящее время Республиканского историко-культурного музея-заповедника «Древняя Уфа», Уфимский Кремль (Первомайская площадь, сквер около Монумента дружбы), наряду с городищем Уфа-II, может стать вторым его основным объектом и явиться своеобразной «визитной карточкой» столицы Башкортостана практически на въезде в город.

11. Разработка историко-культурных опорных планов и проектов зон охраны уникальных природно-культурных объектов «Идрисовская пещера» (Салаватский р-н) и «Водопад Атыш и пещера Заповедная» (Белорецкий р-н) для объявления их достопримечательными местами регионального значения и последующего создания музеев-заповедников.

12. Создание в Республике сети историко-культурных туристических маршрутов с единым координационным центром для равномерного распределения рекреационной нагрузки. Само включение археологических объектов в рекреационный оборот должно сопровождаться выполнением минимального набора охранных мероприятий: 1) введение егерской службы; 2) установка постоянного видеонаблюдения; 3) благоустройство территории; 4) платное посещение; 5) экскурсионное обслуживание. Количество археологических объектов на территории Башкортостана, которые могут быть музеефицированы и достойно представить древнюю и средневековую историю края исчисляется не единицами, а десятками.

Археологическое сообщество готово оказывать всемерное содействие в разработке и осуществлении государственных программ, а также в проведении самих работ, направленных на сохранение и использование историко-культурного наследия Республики Башкортостан.

27 января 2011 г.

Наш адрес

450054, г. Уфа, Проспект Октября, 71

Подписка

Мы находимся здесь